В начало
 
   
Главная
   
  Музеи
  История
  Архитектура
  Путеводитель
   
  Гостиницы
  Рестораны
  Экскурсии
  Транспорт
  Информация
   
  Другие города

Интерактивная карта города со всеми достопримечательностями

Суздаль.
2010 год.

Автор - [info]padunskiy

Часть 5. Спасо-Евфимиев монастырь

 Здесь всё серьёзно и не абы как. Пожалуй, это единственный монастырь в прошлогодней трёхнедельной прогулке, где не случилось тайком полакомиться местными яблочками или ранетками. Стеснение взяло, что ли?



«Монахи весьма сребролюбивы и зело пьянственны» - писал Андрей Курбский Ивану Грозному о местной монастырской жизни. По поводу пьянства, которое есть «веселие на Руси» - не скажу, не заметил. А вот заплатить пришлось: и за вход, и за съёмку. Есть внутри ещё масса музеев с платным же входом, если кому мало будет впечатлений от прогулки по улице. Так что за свои снимки, которыми я тут всячески рекламирую Спасо-Евфимиев монастырь, я сам же и заплатил. Альтруист, хе-хе.



Проникновение в монастырь происходит сквозь воротца Проездной башни. Некоторые патриоты величают её самой красивой в стране. Спорить с патриотами - сами знаете - себе дороже. Поэтому верю и всё тут.





Оставив денюжку за вход и прочие удовольствия, поверните на выходе налево – там продаются чудные монастырские пирожки. Сядьте на пенёк на скамейку, съешьте пирожок, посмотрите на Святые врата с надвратной Благовещенской церковью. Помните Святые врата Ризоположенского монастыря с двумя шатрами? Так вот эти тоже попервоначалу были двушатровы. Тенденция, однако. Затем шатры заменили на пятиглавие, от которого до сегодняшнего дня осталась только одна глава. Такая вот эволюция.



А вот такими красными красивыми их увидел Прокудин-Горский в 1912 году.



Откушав пирожка, пойдём, пожалуй, дальше. Справа остаётся аптекарский огород, а впереди у нас братский корпус. Он, конечно, сильно перестроен в XIX веке, но выглядит очень похожим на свой первоначальный XVII век.







Собственно говоря, для посетителей доступно менее половины монастырской территории. Как раз, видимо, в пределах старых, ещё деревянных, стен. А новые, каменные, построили в середине XVII века, когда опасности монастырю уже как бы и не было. Кстати сказать, Европа в эти поры уже вовсю строила бастионы и равелины, а не крепости.



Никольская больничная церковь современница новых стен, 1669 года рождения.





А вот и самое интересное: комплекс из Спасо-Преображенского собора, Успенской церкви и звонницы с церковью Рождества Иоанна Предтечи.



Успенская, примыкающая к двухэтажной трапезной палате – одна из первых шатровых. Да и девятигранная рождественская первоначально была такой же. Вот ведь странно: в то время, как Виньола и Палладио строили виллы и палаццо в как бы дедовском римском духе, на Руси поднимали шатровые церкви. Трудно вообразить что-то более разное – пронизанный воздухом многоколонный портик и глухая стена с прищурившимися окнами; вальяжный купол и устремлённый ввысь шатёр.





На обратном пути откушайте, пожалуй, ещё пирожка. Не знаю, давали ли пирожки местным сидельцам – будущему генералу Людвигу Свободе и бывшему генерал-фельдмаршалу Фридриху Паулюсу, но вот Григорий Отрепьев, проживший в монастыре целый год, или оккупант пан Лисовский, стоявший лагерем в смуту, вероятно, кушали. Как и Василий III, молившийся здесь о наследнике, Иване Васильевиче. Как князь Пожарский, молившийся здесь о победе русского оружия.





Ну а теперь пойдём в сторону Покровского монастыря, попутно рассматривая стены и башни Спасо-Евфимиева. Так ни разу и не узнавшие настоящего боя.



















Вот на этом мостике мы с Вами и простимся. Хороших Вам яблочек!





Старое фото отсюда: http://vgv.avo.ru/15/1/01775/0001.HTM

Часть 5. Покровский монастырь

Покровский монастырь расположился напротив Спасо-Евфимиева, на низком берегу речки Каменки. Он на 12 лет моложе соседа, а вот каменные церкви его, наоборот, чуть старше.



Каменные стены монастыря возникли уже в XVI веке, но потом их разбирали и перестраивали. В северной части до сего дня сохранились старые шатровые башни XVII века, новые же, восьмигранные, увенчанные шпилями, построены веком позже. Интересно, что на стене, обращённой к речке, когда-то было две башни с двухшатровым завершением (помните Святые ворота Ризоположенского и Спасо-Евфимиева монастырей? Это уже просто школа какая-то).







Святые же ворота Покровского монастыря с Благовещенской надвратной церковью (1515) совсем другие - маленькая церковь наверху, размером около 20 квадратных метров, обнесена галереей, в которой устроены два придела. Церковь таким образом вышла трёхглавой, как и Покровский собор, да и Ризоположенский тоже. В юго-восточном приделе молилась Соломония Сабурова, одна из самых известных насельниц монастыря.









Собор Покрова Пресвятой Богородицы (1510-1514) – четырёхстолпный, трёглавый, на высоком подклете и обнесён с трёх сторон галереей. Чудесный пример для уроков начертательной геометрии и отмывки. Тут тебе и галерея, и перспективные порталы с дыньками, и фриз из колонок и арочек, - разнообразие собственных и падающих теней. Студенты-архитекторы меня поймут.







Все путеводители непременно упоминают об усыпальнице женщин знатных родов, похороненных здесь, в подклете. Некоторые из них были старицами монастыря, подчас не по своей воле.





Галереей с Покровской связана колокольня, построенная первоначально (1515) как столпообразная церковь с престолом Происхождения честных древ креста – восьмерик с ярусом звонов, завершавшийся (тут специалисты спорят) шатром либо главкой. Веком позже её надстроили ярусом и высоким шатром с тремя рядами люкарн.





Чуть поодаль – самое, на мой взгляд, интересное – Зачатьевская трапезная церковь. Её построили позже основного ансамбля, в 1551 году, по воле Ивана Грозного. Здесь необычно всё: и техника кладки стен и сводов из мелкого кирпича, и узор крупными ромбами, и общая композиция с хлебопекарней и кухней в первом этаже и с трапезной во втором, и узкая часозвоня с шестигранным шатром, пристроенная где-то сбоку.





Сегодня монастырь действующий. Монахини живут вот в таких домиках, ранее использовавшихся как гостиница.



На заднем плане мы видим Александровский монастырь.



А здесь на заднем плане - Спасо-Евфимиев монастырь.



С Покровским монастырём связано много страшных историй - опальные царицы, насильно постриженные в монахини; следствие по делу Евдокии Фёдоровны Лопухиной и царевича Алексея; "шарашка", работавшая над созданием бактериологического оружия перед Великой Отечественной. Но ощущения зла там не было.

Солнце медленно уходило в закатную сторону. Тени становились длиннее, а птичьи крики короче. Хотелось лечь в траву и ждать, когда воздух сгустится до темноты, и звёзды повиснут низко, как яблоки, и станут задевать за крыши и кресты. А потом, в тёплой сентябрьской пустоте, станут падать в траву румяными боками. Шлёп. И ещё раз шлёп.

Но что-то я размечтался не по делу. И в этом монастыре мне яблочек не досталось) Пойдём дальше.






Далее - часть 7-8

Рекомендуем очень интересный блог [info]padunskiy, который любезно предоставил нам возможность публикации его отчета.