Суздаль. Покровский монастырь.
Карта
Покровского монастыря
Покровский
монастырь был основан в 1364г. на низком
берегу Каменки, и со смотровой площадки
возле Спасо-Евфимьева монастыря
виден как на ладони. По легенде, он был
основан во исполнение обета Андрея
Константиновича, князя суздальского и
нижегородского.
Первые
его строения и стены были деревянными, и от
них ничего не сохранилось. В XV
веке мимо стен небольшого в то время
монастыря прошла одна из основных дорог, ведущая из Суздаля в Москву.
В
XVI
веке князь
Василий III
жертвует монастырю большие суммы; на
эти средства строятся сохранившиеся и
поныне Покровский собор, Святые врата с
церковью и колокольня. Вероятно, тогда же
были построены кельи и ограда, которая не
сохранилась. Существующая в наши дни ограда
была построена в XVII
веке.
Во
времена Василия III
монастырь переживает наибольший подъем.
Великий князь не напрасно оказывал ему
такую поддержку: в 1525г. его первая жена, Соломония Юрьевна Сабурова, которую он
обвинил в бесплодии, была насильно
пострижена в монахини и под именем старицы
Софии водворена в Покровский монастырь, а
Василий женился на Елене Глинской (в
будущем – матери Ивана Грозного). По слухам,
дошедшим вскоре до Москвы, Соломония родила
сына, которого назвали Георгием. Так как
мальчику грозила опасность, по легенде,
Соломония отдала его на воспитание, а для
прибывших из Москвы дьяков инсценировала
погребение ребенка. В 1935г., когда
белокаменную плиту над могилой в
усыпальнице Покровского собора сняли, А.Д.Варганов
обнаружил под ней детский гробик с одетой в
шелковую детскую рубашечку куклой. Может
быть, Соломония таким образом пыталась
доказать, что не бесплодна, а может быть, и в
самом деле скрыла своего сына. Тайна
рождения и жизни ребенка от первой жены
Василия III
так и осталась нераскрытой.
Кроме
Соломонии Сабуровой, в Покровский
монастырь Суздаля ссылали и других знатных
женщин, попавших в опалу. Их имена
сохранились в усыпальнице монастыря. Среди
инокинь и стариц, живших здесь, кроме жены
Василия III,
были дочь и племянница Ивана III, носившие в
иночестве имя Александра; Евпраксия, жена
князя Владимира Старицкого; Евдокия
Богдановна Сабурова и Прасковья Михайловна
Соловая, жены царевича Ивана, сына Ивана
Грозного; Анна Григорьевна Васильчикова,
одна из жен Ивана Грозного; вторая жена царя
Василия Шуйского -
Мария Петровна Буйносова-Шуйская; Евдокия
Федоровна Лопухина, жена Петра I,
постриженная под именем Елены. Евдокия
Лопухина оставила после себя придел
стоящей рядом с монастырем Никольской
церкви в память о своем сыне, царевиче
Алексее.
Здания
монастыря сгруппированы вокруг площади у
южной стены собора. Такая композиция
встречается и в Спасо-Евфимиевом
монастыре, и в других
русских монастырях
того времени. Выпадает из общего ансамбля Зачатьевская трапезная церковь,
построенная несколько позднее, когда на
Руси уже формировались другие принципы
монастырской застройки.
Покровский
собор (1510-1514) -
главное здание монастыря, его
композиционный центр. Он был построен на
месте прежнего деревянного и соответствует
новым сложившимся к тому времени
архитектурным принципам подобных
сооружений: массивный, достаточно большой,
окруженный галереями, визуально
связывавшими его с соседними постройками.
Четырехстолпный
храм на высоком цоколе окружен двухэтажной
обходной галереей; с востока примыкает
трехапсидная алтарная часть с узкими
высокими окнами в глубоких нишах. Апсиды
разделены между собой гладкими колонками и
украшены резным карнизом с мелким рисунком.
Галерея завершается легкой крытой аркадой,
с северо-западного и юго-западного углов на
галерею ведут лестницы.
Белые
стены собора декорированы скупо и строго:
перспективные порталы с «дыньками»,
пилястры и типичный для суздальской
архитектуры фриз из колонок и арочек над
галереей. Завершают стены килевидные
закомары. Храм трехглавый, массивные
световые барабаны своим декором -
высокими узкими окнами и карнизом -
повторяют внешний вид храмовых апсид.
При
всей скромности внешнего убранства храм не
кажется тяжелым -
зодчие мелкими деталями смягчили строгость
гладких белых стен и придали зданию более
живописный вид, а его ступенчатая
композиция (галерея, собственно четверик и
главы с барабанами) создает ощущение
сдержанной устремленности вверх.
Интерьер
собора не менее аскетичен, что
неудивительно: он изначально использовался
как храм-усыпальница знатных инокинь,
могилы которых расположены в мрачном
подцерковье. При реставрации собора в 1962г. (руководитель
– И.А.Столетов) были обнаружены интересные
детали внутренней отделки: пол был вымощен
черной плиткой, а стены никогда не были
украшены росписью. В нижней части стен
сделаны небольшие углубления – «печуры»,
которые предназначались для складывания
молитвенных принадлежностей во время
службы. Каждая монахиня занимала свое
определенное место. Однако полностью собор
не был лишен украшения: судя по хранящимся в
музее иконам и расшитым покровам, он был
богато убран изделиями самих монахинь.
Собор
неоднократно подвергался переделкам:
надстраивали барабаны, шлемовидные купола
были заменены на высокие луковичные,
арочные проемы галереи были заложены, -
словом, как всякое активно использующееся
здание, он перестраивался согласно нуждам
хозяев. Только в 1962г. после реставрации
собору был возвращен первоначальный вид.
С
северо-запада от собора стоит шатровая
колокольня (1515г. -
XVIIв.) -
интереснейший памятник древнерусского
зодчества. Нижняя часть ее относится к 1515
году; это была столпообразная
подколокольная церковь с престолом
Происхождения честных древ. Она была
построена в форме восьмерика с ярусом звона,
очевидно, завершавшимся кирпичным шатром.
Позднее, в XVII
веке, чтобы соответствовать стоящему рядом
огромному собору, она была надстроена
арочным ярусом и завершена высоким острым
шатром с тремя рядами люкарн -
слуховых отверстий.
В XVIII
веке собор соединили с колокольней крытой галереей
с двумя арочными проемами внизу, рядом
окошек с пышными наличниками и пилястрами с
рустовкой.
Святые
ворота с Благовещенской надвратной
церковью (1510-1518) -
своего рода крепостная башня с двумя арками
-
большой проездной и малой для пешеходов.
Мощный трехглавый четверик -
уникальный образец древнерусского
зодчества, сочетающий в себе функции
крепостной башни и церкви. Собственно
церковь располагается в верхней части
квадратной в плане башни и представляет
собой небольшой четверик, окруженный с двух
сторон галереей с арочными проемами. По
композиции она повторяет большой
Покровский собор, хотя украшена более
богато. В северном и южном углах церкви
расположены два крошечных придела,
увенчанные главками на световых барабанах.
Центральная глава на массивном барабане с
высокими узкими окнами опирается на два
яруса килевидных закомар.
Как
и собор, надвратная церковь
перестраивалась, и в 1958г. реставрация по
проекту А.Д.Варганова возвратила зданию
первоначальный облик.
Еще
один интересный памятник расположен к
северу от собора. Это Зачатьевская
трапезная церковь (после 1551г.). Она была
построена на месте старой деревянной по
приказанию Ивана Грозного после смерти его
дочери Анны; за провоз камня на
строительство этой церкви на монастырь не
налагалась пошлина. Большое здание с одной
главкой украшено необычным рисунком -
в верхней части стены из красного кирпича
выложены крупные ромбы. Кроме того,
необычна и сама техника кладки стены и
сводов – из мелкого кирпича, характерная
для польской архитектуры. Основа церкви -
большой одностолпный трапезный зал во
втором этаже; с востока к нему примыкает
небольшое помещение церкви с прямоугольной
апсидой. В нижнем этаже помещались
хлебопекарня и прочие кухонные помещения.
В XVI
веке к западному углу церкви была
пристроена небольшая звонница с
шестигранным шатром, характерным для
деревянного зодчества. Шатер небольшой, с
одним рядом слухов, опирающийся на арочный
ярус звона.
Рядом
с трапезной церковью располагались
подсобные здания: ледники, складские
помещения, сохранившаяся до наших дней и
значительно реставрированная поварня
(конец XVIIв.).
В
юго-западном углу монастыря располагается приказная
изба, или судный дом (конец
XVIIв.), в
которой сейчас открыт филиал музея. В
подземелье под каменным зданием находится
каменный мешок, где содержались узницы.
Окружающая
монастырь ограда с
башнями (XVII-XVIIIвв.)
уже в XVI
веке была частично построена из камня, но
позднее разобрана и перестроена, а в ХХ веке
реставрирована под руководством А.Д.Варганова.
Наиболее старые сохранившиеся части имеют
характерные черты стен, приспособленных
для оборонительного боя: узкие бойницы, с
внутренней стороны – глухие арки – опоры
для деревянных подмостков боевого хода. В
северной стороне монастыря сохранились
шатровые башни XVII
века, почти без декора; эта часть отгорожена
от остального монастыря стеной и
представляет собой небольшой дворик.
Восьмигранные башни XVIII
века наряднее, возможно, что первоначально
они тоже имели шатровые завершения, позднее
замененные на полусферы со шпилями. Стены
их украшены рядом окошек с наличниками,
декоративными бойницами и горизонтальными
тягами, делящими грани на части.
Весь
комплекс Покровского монастыря находится
под охраной ЮНЕСКО.
В монастыре
долгое время размещалась гостиница "Покровская", устроенная в
стилизованных избах и очень популярная у иностранных туристов.
Весной 2008 года гостиница была закрыта и подарена владельцами
монастырю. Теперь в деревянных домиках расположены кельи
монахинь и приют для девочек. Проход к домикам для туристов
закрыт. Тем не менее, на территории монастыря работает
паломническая
трапезная.
В монастырь
приезжают не только туристы, но и многочисленные паломники,
которых особенно привлекают мощи св. Софии Суздальской (в миру -
Соломонии Сабуровой), у которых многие женщины молятся о
даровании им детей, а больные - об исцелении. Для паломников
проводятся
экскурсии.
Адрес: Суздаль, ул. Покровская, 76 Телефон монастыря:
(49231) 2-06-09 Сайт монастыря:
http://www.spokrov.ru/index.html
Часы
работы приказной избы:
с 10.00 до 18.00, кроме среды, четверга и
последней пятницы каждого месяца Полная
фотогалерея
Покровского монастыря |