В начало
 
   
Главная
   
  Музеи
  История
  Архитектура
  Путеводитель
   
  Гостиницы
  Рестораны
  Экскурсии
  Транспорт
  Информация
   
  Другие города

Интерактивная карта города со всеми достопримечательностями

История города Суздаль. XX век

    История Суздаля в ХХ веке до такой степени изобилует и бурными и трагическими, и радостными и обнадеживающими событиями, что кажется, будто вся предыдущая история в сравнении с нею скудна и скромна. Конечно, это не так: если взглянуть на дошедшие до нас повествования о потрясениях и переменах, происходивших в городе от самого дня его основания, то можно понять, что просто большинство имен и событий были утеряны. События и люди ХХ века еще известны, не так давно они ушли в прошлое, и потому ХХ век кажется самым насыщенным временем в истории Суздаля. Потому и стóит так подробно на нем остановиться. 

    Начало века.
    На рубеже веков в Суздале, который обошла стороной железная дорога, каменной застройки было по-прежнему немного, и улицы, многие из которых не были даже замощены, застраивались деревянными домами; часть их сохранилась и по сей день. Немаловажной частью города были сады и огороды, имевшиеся почти у каждой семьи; ими «было занято до 366 десятин земли, и ежегодно вывозилось на рынок до 620 пудов овощей в сыром виде, кроме капусты и картофеля» (из ст. К. Либеровского «Огородничество в Суздальском уезде»). В конце сентября в Суздале начиналась Преподобенская Евфросиньевская ярмарка, на которой торговали всем – от животных до галантерейных товаров и икон.
    Были в городе и маленькие частные фабрики и заводы, на которых было занято в общей сложности 36 человек: пестрядинная фабрика, колокольно-литейный и кожевенные заводы. При этом в городе был и драматический кружок, и даже целых две футбольные команды.        
    Был и еще один кружок – социал-демократический. Организаторами его были А.К.Гастев и А.И.Скобенников, входили туда в основном представители местной интеллигенции – учителя, ветеринарный врач. Маленький кружок в 1907 году был раскрыт и после обыска у его участников четверо из них были отправлены в Сибирь. Те, кому удалось избежать суда, остались в Суздале, но революционной деятельностью заниматься прекратили.
    Памятным событием истории Суздаля этих лет стал приезд императорской семьи в 1913 году. Николай II с дочерьми посетил Ризположенский, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри, преподнес подарки, а некоторые особо ценные иконы из монастырей попросил передать для хранения в Петербургский музей Александра III, предварительно сделав с них копии.
 

    Революция и гражданская война.
    Известие о Февральской революции 1917 года дошло до Суздаля с опозданием. 5 марта состоялось собрание граждан Суздаля в доме купца Кашицына, где был избран Городской исполнительный комитет, куда вошли представители всех слоев суздальского населения: купцов, ремесленников, земских служащих, учителей, духовенства, крестьян, военных. Но через два дня из Владимира поступило указание назначить уездным комиссаром только что смещенного суздальцами главу Земской управы Шафрова.
    О низложении Временного правительства в Суздале тоже узнали с опозданием на две недели, и вскоре власть в городе перешла к Советам. Председателем уездного исполкома был назначен большевик М.П.Иринин, а 9 (22) ноября состоялось первое собрание Совета крестьянских и солдатских депутатов, и первым уездным комиссаром был избран Митрофан Дунин.
    За время гражданской войны власть в Суздале, в отличие от многих городов России, не менялась. Шли перемены только внутри самого города, и перемены, для одного из религиозных центров удивительные. Жители не только не возражали, но даже охотно поддерживали вскрытие рак с мощами, реквизиции церковного и монастырского имущества, сожжение икон. Это продолжилось и в следующие десятилетия.

    1920-1930-е годы.
    После окончания гражданской войны Суздаль постепенно, хотя и очень медленно, начал отстраиваться и приобретать более благоустроенный вид.
    В 1923 году открывается Суздальский музей. Он разместился в Архиерейских палатах. Работа по его созданию и развитию была возложена на первого директора музея – Василия Ивановича Романовского. Ему удивительным образом удалось собрать более 3,5 тысяч предметов из закрытых суздальских монастырей и тем самым спасти их. То, что сохранить не удалось, самоотверженный директор музея лично обмерял и описывал. За 1920-1930-е годы в Суздале снесено 14 церквей, а при сохранившихся храмах зачастую не оставалось оград и теплых приделов, разобранных на кирпичи.
    В 1930г. по просьбе Романовского в Суздаль присылают молодого специалиста, выпускника Ленинградских высших курсов искусствоведения – Алексея Дмитриевича Варганова, которому предстоит стать самой видной фигурой в спасении и восстановлении памятников города.
    Тем временем церкви и монастыри Суздаля продолжают «пристраиваться» новыми хозяевами под различные городские нужды. В Спасо-Евфимиевом монастыре расположился политизолятор, в Покровском – закрытая биохимическая лаборатория НКВД, где трудились заключенные биологи и химики, в Ризположенском – электростанция. В то же время открываются и более «мирные» заведения – техникум механизации сельского хозяйства, художественно-реставрационное училище.

    Великая Отечественная война.
    В преддверии войны с Германией в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре произошли перемены. Политизолятор выехал, и вместо его узников поселились интернированные чехи, перешедшие границу и готовившиеся к войне на стороне Советского Союза. За время войны из Суздаля на фронт ушли 912 человек, 466 из которых обратно не вернулись. Несмотря на то, что боевые действия до города не дотянулись, война затронула и его. Было реквизировано в фонд обороны 315 кг бронзы из музея; вскоре, в начале 1942 года, в Архиерейских палатах разместили курсантов Военно-дорожного училища НКВД. Сохранить музейные ценности от «несознательных бойцов Красной Армии» было делом и чрезвычайно сложным, и даже опасным. В Спасо-Евфимиевом монастыре – «Суздальской Бастилии» – снова открылся концлагерь, и снова для граждан СССР, но на этот раз – для бывших военнопленных. С 1943 года его преобразовали в лагерь для немецких пленных офицеров. Среди них находился и фельдмаршал Фридрих Паулюс, попавший в плен под Сталинградом и оставивший после возвращения в Германию воспоминания о Суздале.
    После тягот и треволнений военных лет музею снова вернули Архиерейские палаты, и на суздальские памятники и его сотрудников обратили внимание именитые люди страны – академик П.Л.Капица, архитекторы Б.М.Иофан и Н.И.Брунов. Известно открытое письмо Капицы, обращенное к секретарю ЦК Маленкову, о ценности памятников Владимирской области. Но, несмотря на поддержку советских ученых, суздальским музейщикам еще долгое время пришлось бороться за свой город в одиночестве.

    Послевоенное десятилетие.
    Окончание войны, дав относительное облегчение людям, не принесло ожидаемых улучшений для памятников старины. В большинстве храмов располагались хозяйственные учреждения – гаражи, кузница, склады и т.п. Бесчисленные письма Варганова в вышестоящие инстанции с требованиями хотя бы принудить арендаторов содержать здания в должном порядке результатов практически не приносили, к тому же просто пустовавшие храмы разрушались еще быстрее.
    Медленно, с большим трудом, но началась исследовательская работа в Архиерейских палатах, объединенная с реставрацией. После завершения реставрации на рубеже 1940-1950-х годов началось восстановление других памятников Суздаля, в первую очередь – Рождественского собора в кремле.     Реставрация памятников нередко сопровождалась последующей передачей их снова под хозяйственные нужды города.
    И все же усилия Варганова и его сотрудников приносят ощутимые плоды: в 1958 году два краеведческих музея – Владимирский и Суздальский – объединяют во Владимиро-Суздальский государственный музей-заповедник. Суздаль стал привлекать больше туристов, появился штат экскурсоводов. В 1956 году был открыт автобусный маршрут Владимир-Суздаль.

    1960-1980-е годы. Город-музей.
    В 1961-1963 годах была построена новая дорога до Суздаля взамен старой, мощеной булыжником, петлявшей между окрестными деревнями. Это сильно облегчило путь от Владимира и экскурсантам, и жителям города.
    В музее наступило долгожданное время реставрации основных, самых древних и интересных памятников. В 1960-е годы восстановили в первоначальном виде Борисоглебскую и Никольскую церкви в посаде, Покровский и Ризположенский соборы, великолепные двухшатровые святые ворота Ризположенского монастыря и, наконец, главный городской собор – Рождественский. Немного позже началось восстановление Архиерейских палат, ставшее главным делом жизни А.Д.Варганова.
    Резко возросший в середине 1960-х гг. интерес к старине вызвал приток туристов в старинные города России. В большинстве своем это были иностранные туристы. После посещения Суздаля знаменитым банкиром бароном Ротшильдом и его слов: «Я богатый человек, но если бы мне дали Суздаль на несколько лет, я бы удвоил свое состояние», – была принята программа создания туристического центра в городе. Недостатков в программе было множество, постоянно не хватало средств, сотрудников и сил, но даже при этом Суздаль начал возрождаться. Количество туристов росло с каждым годом: если в 1967г. город посетили 366 тысяч гостей, то через два года их число перевалило за 700 тысяч.
    В Спасо-Евфимиевом монастыре планировалось разместить туристическую базу ВЦСПС. Вплоть до 1967г. в нем располагалась колония, которая была срочно переведена в другое место, и за ансамбль взялись реставраторы.    Предотвратить устройство базы в памятнике истории и архитектуры помогло неожиданное выступление директора музея А.И.Аксеновой, после которого монастырь полностью передали музею-заповеднику. Туристический комплекс же, практически невидный издалека и не нарушающий ансамбля города, был размещен на окраине.
    В эти годы Суздаль стал еще и одним из киносъемочных центров. Виды города можно узнать в таких фильмах, как «Женитьба Бальзаминова», «Андрей Рублев», «Метель», «Юность Петра», и другие.