В этом разделе мы решили
рассказать о тех песнях, которые сложены про Суздаль.
И начать эту страничку с песен группы Кантробас.
Андрей Смотров и группа «KantroBas»
представляют цикл песен «Суздальская грусть».
У Вас перед глазами небольшой список из 11 песен. Обычный
список, но для меня он, по сути дела, является неотъемлемой частью
биографии. Каждая песня связана с определенным периодом моей жизни,
который, в свою очередь, так или иначе, связан с этим чудесным
городом. Когда и как впервые произошло знакомство с Суздалем? Стояло
жаркое лето 1983 года, и я поехал туда с матерью на автобусе, на
выходные, на обыкновенную экскурсию. Мне как раз исполнилось восемь
лет. Нужно сказать, что живу я в Балашихе, а это - то самое,
владимирское направление. Поэтому ехать от нас до этого города
недолго: что тогда, что сейчас, дорога занимает часа три. Тот год
был очень знаменательным в истории Суздаля - именно тогда он получил
высшую награду FIJET The Golden Apple Award (ФИЖЕТ «Золотое
яблоко»), за достижения в области туриндустрии. Туристы со всего
Советского Союза, ближнего и дальнего зарубежья, стремились попасть
туда, чтобы хотя бы краешком глаза увидеть отреставрированное чудо
Древней Руси! От экскурсионных автобусов в городе было просто тесно…
Что касается меня, то единственное, что я запомнил из этой поездки,
это ощущение какого-то волшебства, настоящей русской сказки, с
запахом щей в горшочке, деревянными расписными ложками, высокими
резными теремами, и ожиданием появления чего-то особенного,
тревожно-волнующего, почти несбыточного... Ходили мы, конечно, и по
музеям, и в баню, но для ребенка это было не очень интересно…
Минули годы. Давно уже нет той страны, во времена которой я
впервые посетил Суздаль. Пришли лихие 90-е… Потом не менее лихое
начало нового века... Работа… Учеба… Дефолт… Полнейшее безденежье…
Домашние проблемы… Бесконечная борьба за существование в новом строе
– жестокий марафон нашей повседневной жизни... Но все это время
Суздаль был со мной. Где-то глубоко внутри, как что-то очень
сокровенное и дорогое, что грело меня, и продолжает греть, в самые
тяжелые минуты моей жизни...
Следующий раз, не смотря на то, что, казалось бы, до него
рукой подать, я смог побывать в Суздале только двадцать три года
спустя, зимой. Ехал туда и думал: а не развеются ли мои детские
мечты, не умрет ли сказка. Ведь я уже далеко не ребенок. За окном
туристического автобуса шел снег; темнело рано, и огни Владимира,
который был первым пунктом остановки в экскурсии, расплывчатыми
желтыми пятнами приветливо сияли вдали. После осмотра
величественного Успенского и изящного Дмитриевского соборов мы
поехали в Боголюбово, и так же, сквозь медленно падающий снег, шли в
сумерках через поле смотреть церковь Покрова-на-Нерли. Не смотря на
усталость и насквозь промокшие ноги, у меня было совершенно
приподнятое, новогоднее настроение, и я с радостью обнаружил, что
ощущение сказки осталось! Но только к нему добавилась еще неутолимая
жажда раскрыть для себя эту тайну, под названием Вадимирская Русь,
и, в первую очередь, сам Суздаль, город-музей, который не даром
занимает первое место среди других городов Золотого Кольца.
Вернувшись из этой памятной поездки я засел у себя в домашней
студии, и, за какой-то час, написал «Владимирку-кандальную» - песню,
которая послужила началом целого творческого цикла «Суздальская
грусть». Некоторые критики пытаются усмотреть в ней сходство с
«Владимирским централом» Михаила Круга, но тут я совершенно не
согласен. Балашиха - мой родной город, стоит на этой самой
Владимирке (теперь Горьковском шоссе), трагическую историю которой я
узнал еще много лет назад. Сам Владимир тоже мне очень близок.
Cлишком разные эти песни.
С той поры и по настоящий момент я был на Владимирской земле
семь раз. Все мои детские переживания отразились в очередном
произведении, под названием «Храм Покрова-на-Нерли». «Зоренька»,
«Так мало лет», «Помнишь ли Кольцо Золотое?» появлялись совершенно
логично, вместе с новыми открытиями и ощущениями, которые я получал
во время очередной поездки. Но самое главное открытие, которое я
сделал для себя, это то, что Суздаль невозможно открыть до конца,
как невозможно открыть до конца даже маленькую церковь
Покрова-на-Нерли, которая уже девять столетий стоит в тех краях
неподвластна ходу времени. Вы взрослеете, меняется Ваше
мировоззрение, и каждый раз памятники древнерусского зодчества будут
представать перед Вами в ином свете, но в своей неизменной,
завораживающей красе, как и этот необыкновенный храм.
Наиболее концептуальными произведениями Суздальского цикла я считаю
«Горькую чашу» и, одноименную, «Суздальскую грусть». В Суздале, как
нигде, можно постичь есенинскую Русь: «монастырь, острог, русское
поле» - все это представлено там в полной мере. «В Суздале я понял,
что русскую грусть можно резать ножом», – мне очень нравится эта
цитата известного итальянского сценариста Тонино Гуэрра. Самое
интересное, что с тех самых пор ничего особенно не изменилось.
Достаточно походить по Спасо-Ефимьевскому монастырю, заглянуть в
камеры, мысленно представить чадящие параши, глухой стук шагов
часового по коридору, и почувствовать весь тот ужас и отчаянье,
которые жили здесь в течение нескольких веков до сравнительно
недавнего времени. А за стенами монастыря-тюрьмы – удивительная,
умиротворяющая природа среднерусской полосы. Мне кажется в этом и
заключается наш жесткий и жестокий внутренний контраст:
цивилизованная Европа и варварская Азия сходятся в русском
характере, как лед и пламя. На этом этапе я посчитал нужным
обратиться к классикам русской поэзии золотого века, и написал
музыку на стихи М.Ю. Лермонтова «Соседка». Получилась интересная
песня, которая заняла достойное место в данном цикле, и моем
творчестве вообще.
Ну и, как заключение всех своих скитании по городам Золотого
Кольца (а побывал я не раз и в Ярославле, и в Ростове Великом, и в
Юрьеве-Польском, и в Костроме, и в Плесе, и в Муроме, и в Рязани, и
еще много где), я написал балладу «Китеж». Для меня этот, ушедший
под воду город, и есть символ разгадки или ответа на вопрос, что
такое Суздаль и можно ли его открыть.
Приятного Вам прослушивания! Заходите на мою страничку
www.kantrobas.ru.
Надеюсь, найдете там много чего интересного. Андрей Смотров и группа «KantroBas»