Суздаль.Фотоотчет с комментариями. 27-29 января 2010 года.
В очередной раз убедился, что Суздаль нужно посещать не в выходные. Были 27-29 января, в самые морозы. Туристов практически нет, тихо, спокойно, попасть можно в любое место вообще без проблем. Останавливались в "Кремлёвском", косяков не отмечено. Для планирования пользовались
suzdal.org.ru, с каждым годом этот ресурс становится всё более удобным. А вот путеводитель "Афиши" "Суздаль и Владимир" не рекомендую, показался пустоватым.
Из-за холодов (до минус 30) широко использовалась суздальская медовуха за слабое воздействие на голову и одновременно сильное согревающее действие на организм. Дегустационный зал находится на западной стороне Гостиного двора. Заказывается поднос с 10 видами (по 50 граммов каждого), запала хватает часа на 2, если находиться на улице. Далее повторяем с другими видами медовухи. Существует три градации по крепости и в каждой градации имеется 30 различных видов (по добавкам). Так что общее число будет 90 сортов. Все попробовать не удалось, за два дня едва осилили половину, но добавки попробовали все. Понравившееся покупается и увозится домой. Поверьте, медовуха даже с одинаковыми добавками но различной крепости имеют различный вкус.
Цены явно повысились, приближаясь к московским всё больше, но поездка и, главное, полученное удовольствие, того стоит. Для жителей мегаполиса кислородное отравление почти гарантируется.
Никакого ощущения поповщины не возникает, есть ощущение истории. И, справедливости ради, двух дней мало, даже не представляю как можно пробежать всё за один день.
Кремль. Никольская церковь из с.Глотово Юрьев-Польского района (1766 г). Перенесена в Кремль в 1961 г.
Кремль. Собор Рождества Богородицы (со стороны посада). Построен в 1222-1225 гг на месте Успенского собора (XI-XII вв). Первоначально был трёхглавым. Верх обрушился в 1445 г. при набеге казанских татар. Восстановлен пятиглавым в 1530 г. Луковки со звёздами появились во время ремонта 1750 г. Получаем XII-XVIII века.
Посад. Успенская церковь (1650-1720).
Воскресенская церковь (1720).
Восточная линия Гостиного двора (1811). Цитата из И.М.Долгорукова: "Гостиный двор с колоннадою... уже достроен, и в нем, через пять лавок пустых, в шестой торгуют вздором. Везде свое чванство. Суздальцы захотели вытянуть большой гостиной двор, застроили под ним целый квартал и, ходя взад и вперед, на него любуются".
Кресто-Никольская церковь (1770).
Вид на Кремль со стороны западной линии Гостиного двора. Слева направо: Входоиерусалимская церковь (1707), Успенская церковь (XVII-XVIII вв), колокольня Архиерейского дома (1635), Собор Рождества Богородицы (1222-1750).
Суздаль деревянный. Старая ул., д. 15
Лазаревская церковь. Новодел :) 1667 г., построена на месте деревянной шатровой церкви XV века.
Ризположенский монастырь. Преподобенская колокольня (1812-1824). Спутниковые тарелки - современное дополнение. Высота - 72 м. Построена на месте разобранной в 1811 г. шатровой колокольни, обгоревшей в 1769 г.
Ризположенский монастырь. Святые ворота (1688).
Александровский монастырь (основан в 1240 г. при Александре Невском). Слева направо: Святые ворота (начало XVIII в.), колокольня и Вознесенская церковь (1695 г.) - отдельные строения. Декоративная кирпичная ограда и башенки (XVIII в.)
Смоленская церковь (1696-1706 гг.), построена в честь Смоленской иконы Божьей Матери.
Главная проездная башня (1664 г.) Спасо-Евфимиевого монастыря (основан в 1352 г). и памятник Д.М.Пожарскому (1955 г). Во время Смутного времени ограда монастыря была деревянной, порушена и сожжена поляками и примкнувшими к ним литовцами.
Главная проездная башня (1664 г). Если нижняя часть башни практически гладкая, то верх обладает полным набором кирпичных украшений: наличники, колонки, карнизы, пояски. В крышу в XVIII веке ударила молния, восстановили в 1860 г.
Юго-западная башня, вид с внутренней стороны. Построена с наглым нарушением норм природоохранного законодательства, - до реки всего около 25 метров, берег - крутой. И по документам XIV века постройка вообще должна быть деревянной :)
Палаты архимандрита (XVI-XVII вв), вид с деревянной галереи (балкон-гульбище).
Спасо-Преображенский собор (XVI-XIX вв). Самая старая часть, сохранившаяся к настоящему времени построена в 1594 г. Тарковский снимал здесь последнюю новеллу "Страстей по Андрею" ("Колокол"), в которой Андрей Рублёв занимался росписью этого собора. Понятно, что это неверно, теперешнего собора тогда ещё не было, на этом месте во времена Рублёва была деревянная церковь Спаса Преображения. На самом деле Рублёв в 1408 году расписывал Успенский собор во Владимире, в свою очередь поверх начальных фресок XII века, но и там сохранились лишь фрагменты. Этот комментарий совершенно не означает, что я согласен с оценкой Солженицыным фильма в частности и творчества Тарковского вообще.
Успенская церковь (1525 г). Объединяет в себе церковь и трапезную палату (в которой в настоящее время находится музей идиотского искусства. Ой, простите, "наивного". Для интересующихся архитектурное описание здания: "шатровая центрическая церковь построена по типу "восьмерик на четверике" и увенчана шатром, опирающимся на два яруса кокошников. Маленькую главку придела также поддерживают кокошники, меньшие, но в три яруса. Под гладким граненым шатром сделана деревянная кровля - полица".
Мавзолей-часовня Д.М.Пожарского, похоронен в апреле 1642 г. в родовой усыпальнице князей Пожарских и Хованских. В 1885 г был сооружён памятник-часовня. Утверждалось, что часовня была сооружена над могилой, что вызывает некоторые сомнения. В 1933 г. часовня была разрушена. Восстановленная часовня открыта 4 ноября 2009 г.
Монастырская звонница (XVI-XVII вв). Левая арка звона построена в 1599 г., средняя и правая арки построены в 1691 г.
Современная реставрация даёт такой ядовито-насыщенный синий цвет, в действительности даже более насыщенный. Проход со стороны придела Евфимия.
Спас Вседержитель (1867-1869). Мозаичная икона с фронтона первоначального мавзолея Д.М.Пожарского.
Второй из единственных оставшихся после разрушения в 1933 г. фрагмент мраморного убранства мавзолея Д.М.Пожарского. Первый единственный сохранившийся находится в музее суздальского Кремля.
Роспись купола - Церковь Небесная "Отечество".
Фреска в верхней части алтарной апсиды "О Тебе радуется всякая тварь"
Росписи Спасо-Преображенского собора. Первоначальные - 1689 г., в XIX веке фрески обновлялись.
Настенные росписи - сверху вниз евангельские истории и притчи.
На столпах фрески святых, включая владимирских князей и "державных персон" из Дома Романовых (Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович, на фото не видно стороны, обращенной к алтарю, слева, на которой они изображены).
Нижний ярус настенных росписей - деяния апостолов.
Роспись западного свода "Вознесение Господне"
Роспись светового барабана "Богородица"
Роспись светового барабана "Спас"
Тюремный дворик, начально - тюрьма для "безумствующих колодников", организованной по указу 1766 г. Екатерины II. Упразднена в 1907 г. Весь монастырь снова получает статус тюрьмы в 1923 г. Последовательно использовался в качестве политизолятора, лагеря специального назначения НКВД, фильтрационным лагерем для военнопленных, детской женской колонией.
Киворий. На заднем плане - Архимандритский корпус с балконом-гульбищем.
Западная стена Спасо-Евфимиевого монастыря.
Покровский монастырь, основан 1364 г. Вид со смотровой площадки у Спасо-Евфимиевого монастыря.
Петропавловская церковь (1694 г). Классика никонианского пятиглавия. На заднем плане видна пятиглавая же Вознесенская церковь (1695 г.) Александровского монастыря.
Музей деревянного зодчества и крестьянского быта находится на месте несохранившегося Димитриевского монастыря XI века.
Дом зажиточного крестьянина из д.Лог Вязниковского района (слева) и изба крестьянина-середняка из с.Илькино Меленковского района
Ветряные мельницы XIX века.
Преображенская церковь (слева) из с.Козлятьево Кольчугинского района (1756) и Воскресенская церковь из с.Потакино Камешковского района, 1776 г (справа).
Изба из д. Каменево Камешковского района (датируется 1862 г).