В начало
 
   
Home
   
  Museums
  History
  Architecture
   
  Hotels
  Restaurants
  Tours
  Transportation
  Information
   
  Another towns
   

 

Песни о Суздале

    В этом разделе мы решили рассказать о тех песнях, которые сложены про Суздаль.
    И начать эту страничку с песен группы Кантробас.

Андрей Смотров и группа «KantroBas» представляют цикл песен «Суздальская грусть».
    У Вас перед глазами небольшой список из 11 песен. Обычный список, но для меня он, по сути дела, является неотъемлемой частью биографии. Каждая песня связана с определенным периодом моей жизни, который, в свою очередь, так или иначе, связан с этим чудесным городом. Когда и как впервые произошло знакомство с Суздалем? Стояло жаркое лето 1983 года, и я поехал туда с матерью на автобусе, на выходные, на обыкновенную экскурсию. Мне как раз исполнилось восемь лет. Нужно сказать, что живу я в Балашихе, а это - то самое, владимирское направление. Поэтому ехать от нас до этого города недолго: что тогда, что сейчас, дорога занимает часа три. Тот год был очень знаменательным в истории Суздаля - именно тогда он получил высшую награду FIJET The Golden Apple Award (ФИЖЕТ «Золотое яблоко»), за достижения в области туриндустрии. Туристы со всего Советского Союза, ближнего и дальнего зарубежья, стремились попасть туда, чтобы хотя бы краешком глаза увидеть отреставрированное чудо Древней Руси! От экскурсионных автобусов в городе было просто тесно… Что касается меня, то единственное, что я запомнил из этой поездки, это ощущение какого-то волшебства, настоящей русской сказки, с запахом щей в горшочке, деревянными расписными ложками, высокими резными теремами, и ожиданием появления чего-то особенного, тревожно-волнующего, почти несбыточного... Ходили мы, конечно, и по музеям, и в баню, но для ребенка это было не очень интересно…
    Минули годы. Давно уже нет той страны, во времена которой я впервые посетил Суздаль. Пришли лихие 90-е… Потом не менее лихое начало нового века... Работа… Учеба… Дефолт… Полнейшее безденежье… Домашние проблемы… Бесконечная борьба за существование в новом строе – жестокий марафон нашей повседневной жизни... Но все это время Суздаль был со мной. Где-то глубоко внутри, как что-то очень сокровенное и дорогое, что грело меня, и продолжает греть, в самые тяжелые минуты моей жизни...
    Следующий раз, не смотря на то, что, казалось бы, до него рукой подать, я смог побывать в Суздале только двадцать три года спустя, зимой. Ехал туда и думал: а не развеются ли мои детские мечты, не умрет ли сказка. Ведь я уже далеко не ребенок. За окном туристического автобуса шел снег; темнело рано, и огни Владимира, который был первым пунктом остановки в экскурсии, расплывчатыми желтыми пятнами приветливо сияли вдали. После осмотра величественного Успенского и изящного Дмитриевского соборов мы поехали в Боголюбово, и так же, сквозь медленно падающий снег, шли в сумерках через поле смотреть церковь Покрова-на-Нерли. Не смотря на усталость и насквозь промокшие ноги, у меня было совершенно приподнятое, новогоднее настроение, и я с радостью обнаружил, что ощущение сказки осталось! Но только к нему добавилась еще неутолимая жажда раскрыть для себя эту тайну, под названием Вадимирская Русь, и, в первую очередь, сам Суздаль, город-музей, который не даром занимает первое место среди других городов Золотого Кольца. Вернувшись из этой памятной поездки я засел у себя в домашней студии, и, за какой-то час, написал «Владимирку-кандальную» - песню, которая послужила началом целого творческого цикла «Суздальская грусть». Некоторые критики пытаются усмотреть в ней сходство с «Владимирским централом» Михаила Круга, но тут я совершенно не согласен. Балашиха - мой родной город, стоит на этой самой Владимирке (теперь Горьковском шоссе), трагическую историю которой я узнал еще много лет назад. Сам Владимир тоже мне очень близок. Cлишком разные эти песни.
    С той поры и по настоящий момент я был на Владимирской земле семь раз. Все мои детские переживания отразились в очередном произведении, под названием «Храм Покрова-на-Нерли». «Зоренька», «Так мало лет», «Помнишь ли Кольцо Золотое?» появлялись совершенно логично, вместе с новыми открытиями и ощущениями, которые я получал во время очередной поездки. Но самое главное открытие, которое я сделал для себя, это то, что Суздаль невозможно открыть до конца, как невозможно открыть до конца даже маленькую церковь Покрова-на-Нерли, которая уже девять столетий стоит в тех краях неподвластна ходу времени. Вы взрослеете, меняется Ваше мировоззрение, и каждый раз памятники древнерусского зодчества будут представать перед Вами в ином свете, но в своей неизменной, завораживающей красе, как и этот необыкновенный храм.
Наиболее концептуальными произведениями Суздальского цикла я считаю «Горькую чашу» и, одноименную, «Суздальскую грусть». В Суздале, как нигде, можно постичь есенинскую Русь: «монастырь, острог, русское поле» - все это представлено там в полной мере. «В Суздале я понял, что русскую грусть можно резать ножом», – мне очень нравится эта цитата известного итальянского сценариста Тонино Гуэрра. Самое интересное, что с тех самых пор ничего особенно не изменилось. Достаточно походить по Спасо-Ефимьевскому монастырю, заглянуть в камеры, мысленно представить чадящие параши, глухой стук шагов часового по коридору, и почувствовать весь тот ужас и отчаянье, которые жили здесь в течение нескольких веков до сравнительно недавнего времени. А за стенами монастыря-тюрьмы – удивительная, умиротворяющая природа среднерусской полосы. Мне кажется в этом и заключается наш жесткий и жестокий внутренний контраст: цивилизованная Европа и варварская Азия сходятся в русском характере, как лед и пламя. На этом этапе я посчитал нужным обратиться к классикам русской поэзии золотого века, и написал музыку на стихи М.Ю. Лермонтова «Соседка». Получилась интересная песня, которая заняла достойное место в данном цикле, и моем творчестве вообще.

    Ну и, как заключение всех своих скитании по городам Золотого Кольца (а побывал я не раз и в Ярославле, и в Ростове Великом, и в Юрьеве-Польском, и в Костроме, и в Плесе, и в Муроме, и в Рязани, и еще много где), я написал балладу «Китеж». Для меня этот, ушедший под воду город, и есть символ разгадки или ответа на вопрос, что такое Суздаль и можно ли его открыть.

    Приятного Вам прослушивания! Заходите на мою страничку www.kantrobas.ru. Надеюсь, найдете там много чего интересного.
Андрей Смотров и группа «KantroBas»

Суздальская грусть

1. Китеж (скачать mp3 192 кб/с)


2. По родным местам (скачать mp3 192 кб/с)


3. Водочка вкусна (скачать mp3 128 кб/с)


4. Суздальская грусть (скачать mp3 128 кб/с)


5.Зоренька (скачать mp3 192 кб/с)


6.Соседка (скачать mp3 192 кб/с)


7.Владимирка-кандальная (скачать mp3 192 кб/с)


8. Храм Покрова-на-Нерли (скачать mp3 128 кб/с)


9. Мечта-контрабандиста (По Золотому Кольцу) (скачать mp3 192 кб/с)


10.Так мало лет (скачать mp3 192 кб/с)


11. Горькая чаша (скачать mp3 128 кб/с)




Студия «Эпос» 2009 C
Слова и музыка, аранжировки – Андрей Смотров
Кроме «Соседка», слова М. Ю. Лермонтова
Запись, сведение, мастеринг – Олег Гуменов