В начало
 
   
Главная
   
  Музеи
  История
  Архитектура
  Путеводитель
   
  Гостиницы
  Рестораны
  Экскурсии
  Транспорт
  Информация
   
  Другие города

Интерактивная карта города со всеми достопримечательностями

Очерки В.М. Снегирева о Суздале. Глава 4

Суздальские базары

Базары в Суздале до 1918 года проходили еженедельно по субботам, а в летнее рабочее время — по воскресным дням. Начинались они зимой с 9 часов утра и кончались к 3 часам дня, а летом продолжались с 6 часов утра до 4 часов дня. Располагались базары на двух городских площадях: на Конной, или Лесной и на Хлебной, или Казанской.

Съезжались на базары крестьяне и торговцы из сел и деревень Шуйского, Суздальского, Владимирского, Ковровского и Юрьевского уездов, обычно в радиусе от Суздаля до 80 верст. Ассортимент товаров, продуктов и других предметов купли-продажи, привозимых на базары, распределялся по площадям следующим образом.

На Хлебной площади собиралось до 500 и более подвод. Возы с товарами устанавливались на площади в известном порядке. При входе на Хлебную площадь с Большой улицы налево по направлению к церкви Царя Константина в четыре и более ряда, а иногда и вокруг церкви располагались возы с «хлебом» (так суздаляне называли зерно и муку. — Г.М.), привозимым главным образом крестьянами из Ополья. Особенно много его доставляли из сел, расположенных около Гаврилова Посада, например, Шихобалово и Шекшово, деревни Ильинской и т.д. Здесь можно было купить в молотом виде и зерном рожь, овес, яровую пшеницу, вику, чечевицу, горох, гречневую крупу и разную посыпку. Цена ржаной муки до первой немецкой войны была в среднем 60 копеек за пуд: озимая рожь — 50 копеек за пуд, мука ржаная — 80 копеек, овес — 40 копеек за пуд. Озимой пшеницы, проса, ячменя почти не было. Ячмень сеяли в северо-восточных частях уезда за Нерлью. С «хлебом» приезжало до 200 и более возов. Особенно бойко шла торговля «хлебом» зимой. Главными поставщиками муки и зерна являлись селения с безлесной стороны, т.е. находившиеся по правую сторону Нерли, покупателями — крестьяне из заречной части уезда. Можно сказать, что Суздальский уезд сам прокармливал себя упомянутыми продуктами и даже вывозил их в Шуйский и Ковровский уезды. Овес в большом количестве покупался скупщиками.

Так называемые масляники из сел Санино, Ляховицы и других, где находились маслобойни, обычно становились со своими бочками ближе к Владимирской улице. У них можно было купить или обменять на льняное семя льняное масло и колоб молотый или в плитах.

По направлению от бывшей Васильевской улицы к Кремлю стояли возы со льном разных сортов, который в большом количестве возделывали почти во всех селах уезда. Лен скупали скупщики в свои суздальские склады для фабрик Шуи, Кохмы и других. Можно сказать, что фабрики Вязников работали исключительно на суздальском льне.

На торговле льном в Суздале следует остановиться особо. Лен для крестьян Суздальского уезда составлял существенную необходимость. Его пряли на нитки, ткали из ниток домашний холст, бранные скатерти, утиральники (полотенца), холст набивали рисунком (с Михайловой стороны). Все это делали ручным способом. Были такие искусницы в ткачестве, что работали на домашних станах с 8 подножками. Наконец, на деньги, вырученные от продажи излишков, главным образом льна, производились все необходимые в домашнем хозяйстве крестьян покупки, в частности, покупался сельхозинвентарь. Льняное масло было почти единственным растительным маслом, оно употреблялось суздальскими крестьянами в пищу и для окраски крыш и деревянных построек.

Ближе к домам располагались возы из Коврова с обожженной известью, которую раскупали крестьяне, строившие себе каменные житницы и дома из самодельного кирпича.

Все перечисленные виды товаров — «хлеб», известь, лен — взвешивали на специальных весах, единицей веса служили пуды, фунты и даже лоты (фунт равнялся 32 лотам).

По южной стороне ограды Казанской церкви стояли возы с картофелем, луком, огурцами, капустой, репой, брюквой, а после праздника Преображения — с яблоками, рябиной, тут же продавался толченый хрен. Картофель славился из селений по левую сторону Нерли, например, из села Урусобино. Это летом и осенью, а зимой особенно перед Масленицей здесь торговали мороженой и сухой рыбой, клюквой и привозными грибами.

Ближе к ограде Воскресенской церкви на базаре устанавливали временные палатки лоскутницы из Шуи, Тейково, Иваново, Кохмы. Из остатков, обрывков ткани, из бракованной мануфактуры с фабрик можно было подобрать и купить за мизерную цену материал для пошива белья и детской одежды.

По северной стороне ограды Казанской церкви располагался Гончарный ряд, в котором торговали как суздальцы, производившие крынки, горшки, плошки, цветочницы из красной глины, так и приезжие гончары из дальних северных сел уезда (например, из Якимово), предлагавшие корчаги, печные трубы из томленой серо-синей глины. За гончарами расставляли свои товары сельские столяры и плотники, изготовлявшие для крестьян обеденные столы, стулья, табуретки, шкафчики, горки и пр.

В юго-западной части площади располагался Щепной ряд. Здесь торговали вениками, исключительно березовыми, деревянными лопатами, коромыслами, тележными осями, лаптями и бахилами.

Ближе к Крестовской церкви раскладывали свои изделия прямо на земле слесари из сел Торчино, Тетерино, Сокатово. Здесь можно было купить необходимые крестьянину инструменты: буравы, сверла, железки для рубанков и шерхебелей, долота и т.п., рядом так же на земле коробейники торговали лубочными товарами, картинами и копеечными книжками.

В северо-западном углу площади недалеко от Крестовской церкви находился съестной ряд базара. Здесь осенью ставились возы с грибами, белыми и черными, мочеными и солеными: рыжиками, груздями, подгруздями, волнушками, сыроежками и т.п. Грибы продавали в кадочках, чаще вместе с тарой. В зимнее время здесь стояли розвальни с мороженой свежей рыбой, главным образом из Нерли, а также розвальни с лесными мочеными ягодами: клюквой, брусникой из болотистых лесных мест за Нерлью.

В базарные дни оживлялась торговля и в суздальском Гостином дворе. Этот двор, увенчанный старинным суздальским гербом — соколом в княжеской короне — представлял собой правильный четырехугольник с четырьмя фронтонами на восток и запад, на север и юг и с четырьмя воротами, из которых восточные были главными. Южная часть двора была двухэтажная. Во дворе размещалось 180 растворов, т.е. отдельных магазинов для разнообразных товаров. Тут были ряды: Красный, Мясной, Щепной, Скобяной, Мучной, Гончарно-посудный, Охотный, Обжорный. Все растворы имели одинаковую вместимость, и над каждым было место для обозначения фамилии купца и названия его товара.

Молочный ряд находился в междурядье, в так называемом Проломе. Это название получило то место в рядах, где после ухода в 1850 году из Суздаля многих купцов, задняя часть Гостиного двора опустела и без призора начала рушиться, а вторые ворота, обращенные к реке, грозили падением и поэтому были сломаны. В Проломе, главным образом женщины, с рук торговали молоком, сметаной, творогом, топленым и сливочным маслом, яйцами и птицей. В летнее время крестьянки продавали здесь грибы свежие и сушеные, белые и черные, а также щавель и лесные ягоды: землянику, чернику, гонобобель. При этом суздальские садоводы, как правило, ягодами из своих садов на базаре почти не торговали. Их ягоды — вишни, малина, крыжовник, смородина — шли на рынки других городов.

В Зарядье вдоль Каменки, почти от трактира под названием «Америка» (сейчас здесь располагается кафе «Славянское». — Г.М.) до конца рядов, помещался Коровий (Скотный) ряд, в котором продавали коров, овец, телят. Особенно обширным по количеству выводимого на продажу скота он был в осенние базары. Мясом в Суздале крестьяне обычно на базарах не торговали, исключение составляли свиньи, которыми осенью крестьяне торговали около таможни в том ряду, где стояли торговцы льняным маслом. Иногда скот скупали скотопромышленники, или покупали «на племя». Цены на мясной скот устанавливал обычно на каждом базаре какой-нибудь скотопромышленник специально и, между прочим, его конкуренты всегда соблюдали контракт: выше установленных цен никто не имел возможности дать, иначе этот скотопромышленник мог оказаться без товара. Цена молочных коров составляла 25 рублей и выше.

В самом Суздале скотоводство стояло довольно высоко. В городе было четыре стада, каждое из которых имело собственный выгон: Ильинское, Златоустовское, Козьмодемьянское и Знаменское. Быки-производители для каждого стада содержались Городской управой на пожарном дворе, при этом Городская управа стремилась в каждом стаде сосредоточить и поддержать определенную породу крупного рогатого скота: холмогорскую, симментальскую, швицкую и ярославскую. Общее число поголовья крупного рогатого скота доходило в Суздале до 800 голов.

Скотным рядом и заканчивался базар в Суздале. Торговля сеном-соломой, клевером, чечевицей, викой, «овсянкой», мякиной и отходами молотьбы в базарные дни не производилась. Сено, яровую солому и околотки привозили 3 раза в неделю: по вторникам, четвергам и воскресеньям. Возы с сеном и соломой устанавливали в несколько рядов около таможни, у которой для взвешивания возов были построены специальные весы. Особенно высоко ценилось сено с пойменных лугов Нерли (слободское доходило до 40 копеек за пуд). Чечевица и вика продавались в небольшом количестве. Возы с мякиной устанавливали возле ограды Казанской церкви.

В базарные дни особенно бойко торговали не только основные торговцы в Гостином дворе, но и мелкие суздальские продавцы в ларьках и шкапчиках, вделанных в ограду Казанской церкви, где продавались валенки, варежки, шапки, кушаки, шарфы и другие теплые и мелкие вещи. Для пропитания приезжих торговцев, кроме трактиров, харчевен, чайных и других закусочных в закрытых помещениях, действовали четыре ларька на самом базаре. В них суздальские мещанки Белова, Блинова, Рыжова, Рябова продавали студень, вареную печенку, рубец, колбасу, калачи, хлеб, пекушки, блины, пышки. Для утоления жажды были сбитень, квас, брага. Если не каждый крестьянин посещал в базарные дни большие лавки и производил там значительные покупки, то почти каждый приезжавший на базар старался привезти домой какой-нибудь, хотя бы незначительный, подарок, в качестве которого покупали съедобные фигурки, пряники, крендельки, орехи, конфетки в разноцветной обертке.

Для полного описания Хлебной площади необходимо сказать об общественных весах, находившихся в юго-восточном углу ее (ил. 38). Они были построены одновременно с Торговыми рядами и представляли собой массивный навес, опиравшийся на четыре круглые кирпичные колонны, с каменным помещением в центре для конторы. Под навесом на четырех его сторонах были подвешены коромысла рычажных весов разных размеров. За небольшую плату по таксе дежурный весовщик взвешивал товар и выдавал соответствующую квитанцию. За навесом с восточной стороны его на двух кирпичных столбах находились еще б/ольшие весы для взвешивания возов сена, извести и т.п.

Во время базаров Большая улица от Конной площади до Хлебной была полна народа и уставлена по обе стороны пустыми возами. Особенно тесно было около трактиров: Фирсова, Аронова, Морозовой, Жилина. Постоялые дворы бывали также переполнены приехавшими на базар. Народ двигался непрерывным потоком от одной площади к другой.

Лесные материалы, дрова, изделия из древесины и прута, лопаты, корзины, сани, полозья, колеса, дуги, оглобли, рыдваны, сволока, деревянные корыта, шайки, кадки, окоренки, а, главное, строительный материал — доски разных сортов и размеров и бревна разной длины и толщины продавали на другой площади — Лесной, или Конной (ил. 37). Здесь, от южного до северного угла площади, уставляли в два порядка возы с лесом, который так называемые заречные (за рекой Нерль) крестьяне разрабатывали на лесных делянках, покупаемых ими как у казенного лесничества, так и у частных лесовладельцев. Круглый лес привозился главным образом в виде бревен в 6-7 аршин […], слег до 12 аршин длиной и так называемых хлыстов, т.е. верхних частей деревьев. Пильный лес (разобранный ручным способом на доски) привозился в виде шестиаршинных […] и в виде шести- и семиаршинных досок в 11/2 в. (наз. […]), в 11/4 в., в 1 в., в 3/4 в. (наз. тесом, или кровлей), в 1/2 в. (наз. полутесом) и в 3/8 в. (наз. […]). Кроме того, привозили на базар и отходы распиловки, так называемые горбыли или отлетки. Значительно реже можно было встретить на базаре горбушник, т.е. бревна, распиленные пополам для дворового заборчика. Привозили также для ворот и сараев пятиаршинные столбы диаметром до 8 вершков. Всякие другие виды строительных лесоматериалов, как то бревна для потолочных балок, бруски, привозили только по заказу, купить их также можно было на лесных складах Суздаля, которых было пять: три из них, принадлежавшие И. Е. Арефьеву, располагались недалеко от Златоустовского кладбища, склад Селезнева находился около Знаменского кладбища, склад Водоводозова — на выезде из города к селу Янево.

В большие базары съезжались в Суздаль до 100 и более возов с лесоматериалами. Покупателями в дни базаров являлись большей частью крестьяне из Ополья, т.е. из сел, расположенных по правую сторону реки Нерль. Цена на лесоматериалы до немецкой войны была приблизительно такова: шестиаршинное бревно в 5 вершков в диаметре стоило 1 рубль — 1 рубль 20 копеек, половая доска — 80 копеек, полутес — 30 копеек за штуку.

Кроме возов со строительными лесными материалами, на Конной площади в базарные дни уставляли параллельно ограде Преподобенского монастыря возы с дровами березовыми, сосновыми, еловыми, осиновыми и реже с ольховыми. Дрова на базаре закупали горожане и опольные крестьяне. Мерили дрова на погонные сажени. За полусажень (укладывали на воз) хороших и сухих березовых дров платили по 6-8 рублей. Кроме базарных дней, дрова привозили еще по вторникам и четвергам.

В южной части Конной площади в дни базара раскладывали ряды с плетеными корзинами, метлами, деревянными лопатами, граблями, корытами и произведениями бондарного ремесла: кадками, лоханями, шайками, колодами. В весеннее время здесь расставляли возы с можжевеловыми кольями для изгородей. Около южной стены Преподобенского монастыря становились возы с древесным углем и мхом.

Вся остальная часть Конной площади отводилась для продажи приводимых на базар лошадей, тяжеловозов и рысаков-орловцев, покупать которых приезжали барышники даже из обеих столиц, а также ремонтеры воинских частей. Лошадьми в Суздальском уезде главным образом славились села около Гарвилова Посада, благодаря существовавшей там Государственной племенной конюшне. Эта конюшня была основана, по преданию, еще при Иване Грозном его главным конюхом Гаврилой, отчего и получило название само поселение. Главными породами лошадей из этой конюшни были рысаки и тяжеловозы — битюги, шаршароны. На конную ярмарку, собиравшуюся в Суздале 25 сентября, приезжали покупатели из больших городов, из воинских частей и даже из-за границы. В Суздале лошади были необходимы всем огородникам, и, когда 18 августа их собирали на празднике Флора и Лавра на лугу около Богоявленской церкви и по древнему обычаю кропили святой водой, их можно было насчитать до 80 голов.

Суздальские огородники очень дорожили навозом, особенно конским. Поэтому площади и улицы после базаров тщательно подметались и убирались, а весной это право даже сдавалось с торгов.

Ежегодная Преподобенская (Евфросиньевская) ярмарка начиналась с подторжья, примерно с 23 сентября, когда шел торг лошадьми. Флаг самой ярмарки поднимали после молебна 25 сентября, и ярмарка продолжалась целую неделю. На нее съезжались торговцы местные и иногородние. Из Ярославля обязательно приезжал кондитер Петров; из Ростова привозили огородные семена, зеленый горошек и сладкий лук, которые в Суздале не выводили; из Гуся — стеклянную посуду и лампы; из Павлова Посада — ножи и замки; из Кольчугино — медную посуду, колокольчики, бубенцы; из Нижегородской губернии — деревянную посуду; из Иваново, Кохмы, Тейково — мануфактурные изделия; с волжских пристаней — арбузы, виноград, фрукты. Пасечники устраивали на ярмарке свои ларьки, скоморохи давали народные представления, действовали карусели, качели, райки, фокусники и другие народные развлечения.

Пятая глава