Суздаль.
Спасо-Евфимиев монастырь
Карта
монастыря
Монастырь
был основан в 1352 году князем суздальским и
нижегородским Константином Васильевичем
как мужская обитель Святого Спаса. Он
расположился к северу от города и в то время
находился за его пределами, одновременно
исполняя и функцию форпоста. Место, которое
он занимает, было очень выгодно
стратегически: высокий обрывистый берег
Каменки сам по себе являлся дополнительной
защитой. Изначально, как и все суздальские
монастыри, он был деревянным, и поэтому от
его первых построек ничего не осталось -
они сгорели в XVII
веке во время польско-литовского нашествия.
Первый
игумен монастыря -
Евфимий -
был в начале XVI
века канонизирован, а его обретенные мощи
признаны святыми и сохранялись в монастыре,
в храме Спаса (ныне это – придел
Преображенского собора), построенном над
местом погребения игумена Евфимия.
Уже в XV
веке
монастырь был довольно богат: ему
принадлежало множество сел, деревень и
земель в среднерусской полосе. Все это было
пожаловано монастырю князьями и боярами,
благоволившими к нему. Спасо-Евфимиеву
монастырю принадлежала и примыкавшая к
нему большая слобода Скучилиха, в которой
были построены Смоленская и Симеоновская
церкви. Здесь жили каменщики и кирпичники, и
прочий «работный люд».
В
XVII веке монастырь обстраивается новыми крепостными стенами, с огромными
и мощными оборонительными башнями, видными издалека над высоким берегом реки.
Из-за стен выглядывают и многочисленные главы монастырских храмов и крыши его
построек. От Каменки и от Покровского монастыря
Спасо-Евфимиев монастырь виден во всей своей красе и мощи.
Центральное
сооружение монастыря
-
массивный Спасо-Преображенский собор
(XVI-XIXвв.).
Он неоднократно достраивался и расширялся в течение всего времени своего
существования. Поставлен он был на месте древней деревянной церкви Спаса
Преображения, которую в 1507-1511гг. сменила маленькая бесстолпная каменная
Спасская церковь. Это и было древнейшее каменное сооружение на территории
монастыря. В 1594 году к ней пристраивается громадный четырехстолпный собор,
рядом с которым прежняя церковь стала выглядеть как придел и была названа
Евфимьевским приделом. Стены нового храма были разделены пилястрами с закомарами
на три части, а в XVII
веке украшены наружной росписью. По периметру собор опоясан аркатурно-колончатым
поясом. В XVIII
веке притворы собора были объединены в одну галерею, идущую вокруг его стен, а в
1865г. с севера пристроили придел Сергия Радонежского. Все это добавило
массивности собору, прежде сходному с Рождественским собором
Суздальского кремля.
Собор
увенчан мощным пятиглавием. Широкие
барабаны -
световые, с узкими высокими окнами-прорезями.
Барабаны поменьше венчают два храмовых
придела. С востока к собору примыкают
глубокие алтарные апсиды с гладкими
стенами и глубокими нишами окон без
наличников.
Интерьер
собора очень богат. Росписи конца XVII
века выполнены костромскими мастерами
Гурием Никитиным и Силой Савиным. При
реставрации собора в южном приделе были
обнаружены и под руководством А.П.Некрасова
частично расчищены
фрески
XVI века,
изображавшие главным образом житие игумена
Евфимия.
Рядом с собором, с восточной его стороны, находился фамильный некрополь
князей Пожарских и Хованских. В 1642г. здесь был похоронен князь Дмитрий
Пожарский, герой борьбы с польско-литовскими войсками. В некрополе в XVII веке
была поставлена часовня-усыпальница («палатка родителей»). В XVIII веке после
указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель некрополь был разорен
разгневанной братией, а часть плит пущена в ход как строительный материал. Тогда
же была разрушена и часовня. Только после Отечественной войны 1812 года имя
князя Д.М.Пожарского снова вспомнили. В 1818 году был открыт памятник Минину и
Пожарскому на Красной площади, и была высочайше утверждена специальная комиссия
по обнаружению останков князя.
В
1852 году ученый-историк и археолог граф А.С.Уваров обнаружил в Спасо-Евфимиевом
монастыре захоронение Пожарских. Новая усыпальница
(мавзолей Пожарских) была построена в 1885г. по проекту архитектора Горностаева.
В 1933г. усыпальница была разобрана, часть плит каррарского мрамора отправилась
в Москву. Практически все иконы и прочее внутреннее убранство было утрачено.
Только в 1974г. приблизительно на ее месте была поставлена плоская плита с
барельефом Д.М. Пожарского.
В 2008 году раскопки в монастыре возобновились. Бетонная
плита советских времен была снята и передана детской школе-интернату Кадетского
корпуса им. Д.М.Пожарского в г.Радужный Владимирской области. Мавзолей Пожарских
был восстановлен по обмерам, чертежам и фотографиям, в большом количестве
сохранившимся в архивах.
В
полном объеме воссоздан резной декор фасадных стен по рисункам из архивов.
Бронзовая дверь с барельефом и горельефом выполнены в мастерских Российской
академии художеств. На главном фасаде установлена копия мозаичной иконы Спаса
Вседержителя. Новый мавзолей поставлен не на месте прежней усыпальницы, а
немного дальше от апсид собора. 10 ноября 2009 года мавзолей был освящен
архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием. На месте прежней
часовни-усыпальницы установлен памятный каменный крест.
Небольшую
площадь перед Спасо-Преображенским собором
окружают еще два незаурядных сооружения:
звонница и Успенская трапезная церковь.
Успенская
церковь (1525) -
уникальный образец русского зодчества XV-XVI
веков. Здание объединяет в себе церковь и
трапезную палату -
хозяйственное строение. Шатровая
центрическая церковь построена по типу «восьмерик
на четверике» и увенчана шатром,
опирающимся на два яруса кокошников.
Маленькую главку придела также
поддерживают кокошники, меньшие, но в три
яруса, создающие эффект ажурности и
пышности. Под гладким граненым шатром
сделана деревянная кровля -
полица, добавляющая легкости и стройности
всему храму и гармонирующая с крытой
лемехом главкой.
С
западной стороны к церкви пристроена
двухэтажная трапезная палата, в которой
размещались хозяйственные помещения. В
нижнем этаже были складские помещения и
кухня, второй этаж был занят просторным
трапезным залом, перекрытым сложной
системой сводов, поддерживаемых стенами и
центральным столпом. В подвалах под
трапезной хранились богатые запасы
монастырской провизии.
С юга к
Успенской церкви примыкают палаты
архимандрита (XVI-XVIIвв.),
с интересным опоясывающим их на уровне
второго этажа балконом-гульбищем.
Звонница (XVI-XVIIвв.)
имеет сложную структуру и длинную историю строительства.
В первой половине
XVI
века рядом с главным собором монастыря была возведена девятигранная
столпообразная церковь Иоанна Предтечи «под колоколы».
Она
служила молельной церковью для Василия
III и его супруги Соломонии Сабуровой, позднее сосланной в
Покровский монастырь, и, вероятно, построена была на средства, выделенные из
великокняжеской казны. По стилю церковь сходна с соседней Успенской. В конце
XVI
века к южной грани столпа пристраивается одна высоко поднятая над землей арка
звона, а позднее, в XVII
веке,
-
еще две. Таким образом составилась трехпролетная галерея звонов, близкая к
псковской архитектуре, декорированная весьма разнообразно. На башенке-часозвоне,
соединяющей столп и аркаду, сделан круг, вероятно, предназначенный для помещения
в него часов. Колокола звонницы были отправлены в переплавку в 1930-х гг.,
и только один колокол, расколовшийся на части, директору музея В.И.Романовскому
удалось сохранить в груде строительного мусора, сваленного в углу собора. Сейчас
он находится в музейной экспозиции.
Восточнее Спасо-Преображенского собора находится
Никольская больничная церковь (1669) с больничной палатой для монастырской
братии.
Первый этаж двухэтажного корпуса, перекрытый сомкнутыми сводами, был
отведен под трапезную, а второй занимали больничные покои, ряд маленьких окон
которых украшен резными наличниками. Никольская церковь, возведенная как
молельня для больных монахов и узников монастырской тюрьмы, декорирована скромно
и увенчана одной деревянной главкой. Несколько оживляют гладкую белую стену
перспективный портал, окна с наличниками и ряд кокошников.
Сейчас в здании размещается «Золотая кладовая».
Братский
корпус (XVIIв.)
-
двухэтажное каменное здание, вытянувшееся
параллельно северной стене монастыря, Г-образное
в плане. Здесь располагались кельи монахов.
Наиболее старыми постройками
(первая
половина XVII века) являются, по результатам
исследований И.А.Столетова, южный
двухэтажный корпус и весь первый этаж.
Келейная архитектура секционного типа
довольно редка для построек такого
назначения. Здание поделено на несколько
секций, состоящих каждая из трех каменных
клетей -
сеней и двух жилых комнат. Фасады здания
украшены скромно, главным образом оконными
наличниками с кокошниками, а также
пилястрой на южном фасаде.
К
весьма примечательным для истории
монастыря постройкам относится тюремный
корпус, где в 1766г. по указу Екатерины II
была организована тюрьма для «безумствующих
колодников», иначе говоря, политических
преступников. Первоначально узников
помещают в больничный корпус, но так как его
не хватает, в XIX
веке тюрьма расширяется, и монастырские
постройки возле Никольской церкви
перестраиваются в корпус с камерами-одиночками,
а вокруг них строится высокая глухая
каменная стена. Суздальская тюрьма имела
печальную славу одной из самых жестоких в
России. В 1905-1907гг. она была упразднена, но
ненадолго. Уже в 1923г. монастырь, из которого
были изгнаны последние 15 монахов, снова
получает статус тюрьмы. Сейчас экспозиции в
тюремном корпусе посвящены как истории
заключенных царской России, так и узникам
политизолятора советских времен.
Надвратная
Благовещенская
церковь (первая половина XVIIв.)
-
массивный, впечатляющий памятник
монастырского зодчества. Вероятно, она была
въездной башней до времени постройки новой
крепостной стены с башнями.
Основание
надвратной церкви исследователи относят к
началу XVII
века (по другим источникам – даже к концу XVI
века). В городской описи 1628-1629гг. церковь уже
упоминается как каменная двухшатровая. К 1722г.
она уже названа пятиглавой -
за эти сто лет здание претерпело
существенные изменения. Позднее церковь
была перестроена в одноглавую. В ней два
арочных проезда -
под центральной частью – больший, и меньший
– под высоко поднятой папертью. Паперть
украшена пятью красивыми окнами с висячими
«бусинами» и резными перспективными
килевидными наличниками. Сама церковь
декорирована главным образом с южной
стороны, считавшейся, вероятно, парадной.
Между двумя окнами помещен киот для иконы,
убранной оттуда в советское время и сейчас
снова помещенной на место. С востока к
основному четверику примыкает массивная
трехапсидная алтарная часть.
Весь
огромный комплекс Спасо-Евфимиева
монастыря охватывают высокие кирпичные стены
с башнями (XVIIв.).
До XVII века
стены оставались деревянными; в 1660г. после
польско-литовского нашествия монастырь был
обнесен новой тыновой оградой, через 10-20 лет
замененной на сохранившиеся до наших дней
каменные стены и башни. Все сооружение
построено с расчетом на ведение
оборонительного боя: со стороны реки -
естественного укрепления -
стены ниже, с южной стороны (ул. Ленина) -
наоборот, значительно выше. В стенах
прорезаны бойницы и машикули (отверстия для
навесного боя). Все двенадцать башен также
снабжены бойницами для различных видов боя:
дальнего, навесного и подошвенного.
Главная проездная башня
в высоту достигает двадцати двух метров и
доминирует с южного фасада стены. В ее
массивном прямоугольном в плане объеме
проделаны две проездные арки, в которых
сейчас располагаются книжная лавка и
билетная касса музея. В ее декоре
совмещаются строгость и узорочье; над почти
абсолютно гладкой нижней частью в верху
башни в изобилии размещены бойницы и
кирпичные украшения: наличники, колонки,
карнизы, пояски. Венчает башню
четырехскатная крыша. В эту крышу в XVIII
веке ударила молния, но восстановили ее
нескоро, только в 1860г.
Прочие
башни украшены гораздо скромнее, но
разнообразие их форм не может не оживлять
общего вида стен. Выходящие на берег реки
башни проще и скромнее; напротив, с
восточной части стены, выходящей к городу,
башни декорированы более нарядно, с зубцами
и широкими лопатками.
Стенам
монастыря не пришлось выполнять свою
оборонительную функцию: к тому времени,
когда они были построены, нападения на
город прекратились.
Комплекс
Спасо-Евфимиева монастыря внесен в список
всемирного наследия ЮНЕСКО. Пережив
тяжелые 1920-е, 1930-е и 1940-е годы, успев побывать
политизолятором, лагерем специального
назначения НКВД, фильтрационным лагерем
для военнопленных, он наконец стал музеем, в
его стенах разместились экспозиции,
посвященные истории и искусству
Суздальской земли. Большой музейный
комплекс является частью Владимиро-Суздальского
музея-заповедника.
Адрес:
Суздаль, ул. Ленина
Телефон: (49231) 2-07-46
Режим
работы: с 10.00 до 18.00 ежедневно, кроме понедельника и последнего четверга
каждого месяца
Расписание
колокольных звонов: 10.30, 12.30,
13.30, 15.00, 16.30.
Полная
фотогалерея Спасо-Евфимиева монастыря
Отзывы:
Мой дед в 30-е г. просидел 3 тмесяца в тюрьме
Спасо-Ефимьевкого монастыря эа опоздание на ра- боту на несколко минут. По этому
с большим интересом посмотрел тюрьму, где сидел мой дед!
Владимир Евгеньевич, 06.11.2012
|